Занимаясь с детьми изучением природы и окружающего мира, нельзя не затронуть тему космоса. Тем более что звезды, планеты, спутники, ракеты всегда вызывают интерес у детей дошкольного возраста. Поэтому рассказывать детям старшего дошкольного возраста об устройстве звездного мира, уникальности нашей планеты необходимо, так как у познавательный интерес к данной теме у дошкольников высокий.
Поддерживать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. Полученные знания дошкольники могут реализовать в различных культурных практиках: в игре, продуктивной деятельности, познавательно-исследовательской деятельности, двигательной деятельности, в музыке. Поэтому важно, чтобы работа в рамках данного раздела была правильно организована.
Основными целями и задачами тематической недели космоса являются: расширять знания детей о том, что они живут на планете Земля, а в космосе есть другие планеты; развивать познавательный интерес детей к космосу и людям, покорившим его просторы; приобщать детей к современным знаниям о космосе (солнечной системе, созвездиях); осознавать уникальности нашей планеты и важности ее изучения;
формировать представление о роли человека в изучении космического пространства; воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов.
Работа по ознакомлению детей с космосом осуществляется в трех направлениях:
При организации деятельности с детьми закладывались базовые знания детей по космической теме. Предлагался наглядный материал по данной тематики - картинки, иллюстрации. Использовалось художественное слово, различные презентации и видеоролики о космосе.
Поддержка познавательной инициативы у детей дошкольного возраста по данной тематике проводилась через разнообразные мероприятия:
Чтение художественной литературы:
Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездие», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой». Из данных книг дети узнали, как человек совершил первый полет, узнали о небесных телах и астрономических явлениях.
Беседы с детьми: «Земля – наш дом во Вселенной», «Путешествие на Луну», «Звезды – какие они?», «Что такое Солнечная система?» «Планеты и звезды», «Ю.Гагарин- первый космонавт планеты» Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной, что способствует поддержке познавательной инициативы у ребят.
Познавательно исследовательская деятельность: «Земля – наш дом во Вселенной», «Ракета летит к звездам», «Большое космическое путешествие», «Спасем нашу планету». Целью этой деятельности являлось приобретение знаний дошкольниками через презентации составленными педагогами, работы с энциклопедиями, с картами звездного неба, иллюстрациями, изучение телескопа.
Дети знакомилсь с глобусом, картой Земли.
Дидактические игры: «Звездный путь», «Найди лишнее», «Разведчики», «Что изменилось».
Строительная игра «Космодром».
Через дидактические игры дети закрепляют свои полученные знания и активизируют активный словарь.
Продуктивные виды деятельности: Рисование «Путь к звездам», «Космонавты», Аппликация "Инопланетяне", Конструирование «Ракета», «Солнечная система».
В ходе продуктивной деятельности дети изображали на бумаге свои представления о полете в космос, развиваюли творческое воображение через создание аппликаций придумывая космические корабли.
В конце тематической недели, посвященной Дню космонавтики прошло познавательно-развлекательное мероприятие "Инопланетный гость". Дети отгадывали космические загадки, участвовали в космической эстафете, пели песни и танцевали и солнечной системе.